Как бондовые зоны Китая способствуют развитию торговли и притоку инвестиций
Гигантские объемы экспорта и импорта, которые проходят через транспортную и пограничную инфраструктуру КНР, было бы невозможно своевременно принять и обработать без использования передовых методов таможенного контроля и упрощения процедур для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. Удачным решением данной проблемы стали так называемые бондовые зоны Китая – специально выделенные территории с особым налоговым и таможенным статусом.
Идея создания свободных торгово-промышленных и логистических зон не нова, однако именно в КНР она была использована с максимальной эффективность и пользой для развития отдельных регионов и экономики страны в целом. Дальновидные китайские власти еще в начале 90-х годов прошлого века, когда реформы в экономике только начали давать ощутимые положительные результаты, инициировали учреждение первой бондовой зоны «Вайгаоцяо» в Шанхае - одном из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и портовых городов мира.
Особенности налогообложения и таможенного регулирования в бондовых зонах Китая
Территории с особым порядком таможенного регулирования создаются, как правило, в городах и регионах с высоким финансово-промышленным потенциалом и развитой транспортной инфраструктурой. Чаще всего они являются своеобразным дополнением к существующим зонам свободной торговли. Учитывая, что для китайского импорта и экспорта основным способом транспортировки грузов являются морские перевозки, важнейшие бондовые зоны Китая расположены в портовых городах:
● Дельта Янцзы: Шанхай, Ханчжоу, Далянь, Циндао.
● Бохайский залив: Пекин, Тяньцзинь, Шеньян, Циндао.
● Тайваньхайся (бывший Формозский пролив): Фучжоу и Сямынь.
● Глубоководная часть дельты реки Чжуцзян: Гуанчжоу и Шэнчжэнь.
Всего на начало 2015 года Ассоциация бондовых зон КНР объединяет более 120 законодательно оформленных территорий с особым налоговым режимом, на которых действуют специальные правила таможенного контроля.
Благоприятный режим таможенного регулирования транзитной торговли является далеко не единственным преимуществом созданных в этих регионах особых территорий. Здесь выгодно размещать не только штаб-квартиры торговых компаний со 100%-м иностранным капиталом, но и производственные предприятия, продукция которых при экспорте не облагается НДС. Кроме того, производитель освобождается от уплаты местного налога на доходы. Главными принципами функционирования бондовых зон в КНР являются:
- Льготное налогообложение, основывающееся на полной отмене или частичной замене отдельных платежей в бюджет специальным бондовым налогом.
- Беспошлинная торговля - возможность свободного импорта, экспорта и перемещения товаров внутри зоны – без каких-либо ограничений, лицензирования и уплаты таможенных сборов.
- Перенос границы обычного налогового регулирования за периметр специальной зоны – таможенный сбор, НДС и потребительский налог по стандартным тарифам будут начислены только в случае вывоза беспошлинно ввезенных товаров на «небондовые» территории.
- Особый режим валютного регулирования - возможность заключения и оплаты контрактов на поставку товаров исключительно в иностранной валюте.
При ввозе в такие зоны и вывозе за рубеж практически всех групп сырья и товаров, кроме минимального списка предусмотренных законом ограничений, не придется оплачивать таможенный сбор, НДС и налог на потребление. При продаже на территории зоны ввезенных или изготовленных здесь материальных ценностей, НДС и потребительский налог также не взимается. Все виды указанных платежей будут начислены только в случае пересечения товарами границ соответствующего бонда и ввоза их на территорию Китая с обычным налоговым статусом.
Для того чтобы успешно вести торговую деятельность с китайскими предприятиями и поставщиками, и с максимальной выгодой использовать возможности работы в бондовых зонах, нужен опыт и знание законодательной базы КНР. Чтобы не допустить при налоговом планировании сделок ошибки, которые в будущем могут обойтись очень дорого, целесообразно проконсультироваться со специалистами. Сотрудники юридического отдела компании Asiainspector обладают опытом и необходимыми знаниями для того, чтобы помочь клиенту избежать подобных просчетов, и доходно работать в строгом соответствии с законами Китая.
Бондовые зоны и создание крупных транспортно - логистических узлов
Отправной точкой при рассмотрении вопроса о создании особой зоны таможенного и налогового регулирования, как правило, является порт с большим грузооборотом, расположенный в регионе с развитой промышленностью. В границы бонда выгодно включить также и всю территорию транзитного логистического парка или часть промышленной зоны, которая может находиться в непосредственной близости от порта. Различают следующие типы бондовых территорий:
- локальные портовые зоны;
- логистические зоны, специализирующиеся на хранении, доставке, транзите и отправке грузов;
- комплексные бондовые территории;
- зоны экспортной переработки (ввоз сырья для производства продукции на экспорт);
- трансграничные промышленные зоны;
- другие территории, контролируемые таможенными органами.